ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ОЛЬГИ АЛЕКСЕЕВНЫ ТИУНОВОЙ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 255» г. САРАТОВ

Консультация для педагогов дошкольного образования Шкалы ECERS-R

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации (далее - ФГОС ДО, вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей дошкольных организаций. Одним из таких вопросов был и продолжает оставаться вопрос о том, почему во ФГОС ДО отсутствуют нормативы развития. Почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не точных итоговых и промежуточных характеристик развития? Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций?

Второй вопрос, волнующий участников образовательных отношений в сфере дошкольного образования, - как же оценивать качество работы образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивать детей запрещается?

Третий наиболее часто задаваемый вопрос - как оценивать работу дошкольной организации в условиях существования вариативных образовательных программ?

Во время существования единой и единственной типовой образовательной программы, оценивать организации и сравнивать их результаты между собой было легко. Но теперь, когда ФГОС ДО утверждает вариативность и многообразие в качестве базовых ценностей, то как - и возможно ли вообще - объективно оценить качество работы организации независимо от того, какую программу она реализует.

Выход из этой ситуации может быть только один: необходимо разработать новую систему оценки на основе ФГОС ДО.

С учетом глобальных трендов, а также государственного законодательства можно определить требования к инструментам оценки качества дошкольного образования в России. Инструментарий должен оценивать психолого-педагогические условия реализации программы дошкольного образования и качество взаимодействия педагога и ребенка. Наиболее адекватным инструментом международного уровня, который бы удовлетворял таким требованиям, а также предоставлял возможность сопоставлять результаты оценки разных образовательных организаций, работающих по различным образовательным программам дошкольного образования, является инструмент ECERS-R.

Шкалы ECERS-R прошли апробацию в российских дошкольных организациях, которая подтвердила полную применимость этого инструмента в условиях современного дошкольного образования России. Коллектив экспертов, участвующий в адаптации и апробации шкал ECERS-R в российских условиях, убежден в том, что они позволяют наиболее точно оценить соответствие образовательной деятельности дошкольной организации требованиям ФГОС ДО.

Этот подход фокусирует внимание на качестве педагогической работы, т. е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий: какие возможности для развития предоставляются детям, как персонал организации осуществляет коммуникацию и взаимодействие с ними, какая эмоциональная атмосфера создается, как дети общаются друг с другом, - словом, вся совокупность возможностей, позитивного опыта и стимулов для развития, которые получают дети в организации.

Важно понять, что сегодня для образовательной системы дошкольной организации основным результатом (выходом или продуктом) являются не результаты детского развития, а педагогическое качество - качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

Процедура проведения оценки.

В основе процедуры оценки с использованием шкал ECERS-R лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания.

Каждая группа детского сада должна оцениваться как минимум двумя экспертами независимо друг от друга. Эксперты как правило, должны быть никак не связаны с детским садом, в котором проводится оценивание, опыт апробации шкал в отечественных детских садах показывают, что наиболее объективная оценка может быть получена только от внешних независимых экспертов.

Шкалы разделены на 7 подшкал :

Предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал.

Всего для наблюдения оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду (Обустройство пространства для игр, встреча/прощание, мелкая моторика, взаимодействие персонала и детей, свободная игра, условия для родителей и др.).

Показатели шкалы позволяют анализировать наблюдаемые параметры с помощью набора определенных индикаторов качества.

Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества.

Первая группа индикаторов фиксирует стартовый - низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку недостаточно . ТРЕВОГА! (НАРУШЕНЫ УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ)

Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. (СОБЛЮДЕНЫ УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ)

Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к 3 предыдущим и получить оценку 5 - ,хорошо, . (УЮТ)

И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку •отлично, . (Комфорт)

Индикаторы выстроены таким образом, что 3 балла образовательная среда организации получает в том случае, если по показателю обеспечены безопасность и минимальный набор оборудования и материалов. А вот 5-7 баллов можно получить уже только в том случае, если созданы условия для инициативного действия ребенка в среде, для выбора и индивидуального общения со взрослым.

А сейчас рассмотрим подробно, как оценивать показатели:

1. При оценке каждого компонента среды начинайте последовательно отмечать в листе оценки все позиции, начиная с 1.1.

2. В первом столбце положительной оценкой считается несогласие с утверждением индикатора. Если в колонке 1 хоть на один индикатор появился положительный ответ (+, то это автоматически присваивает компоненту итоговый балл 1и на этом заканчивается оценка этого показателя.

3. В остальных столбцах положительной оценкой считается согласие с утверждением индикатора.

4. Если в какой-то из колонок (кроме первой) появилась отметка нет, то всё равно отметьте все индикаторы этой колонки, а затем определите соотношение «ДА» и «Нет» в этой колонке. Если ответов да (+) больше чем ответов «Нет» (-) – возвращаемся на 1, ответов да (+) меньше чем ответов «Нет» (-) – возвращаемся на 2. Следующие столбцы этого компонента оценивать не нужно.

5. Оценка НП (не применимо) выставляется только в том случае, если шкалой это предусмотрено в данном индикаторе. Индикаторы, которым присвоена такая оценка не учитываются при выставлении итоговой оценки по данному компоненту.

6. Оценивать компоненты можно в любом порядке.

7. Если наблюдение проводят два и более эксперта, то обсуждения между ними должны быть исключены.

Также в листах оценивания каждого показателя, существуют пояснения, для того, чтобы наблюдатель знал, как качественно оценить тот или иной индикатор, на какие ориентиры обратить внимание, или какие вопросы можно задать педагогу для качественной оценки данного индикатора. Заполнение оценочных листов и отражение в них фактов, формирует общую оценку качества образования.

Таким образом, результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени. Это позволяет организации увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать организации для своего развития.

21 декабря 2022 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.